На главную
Телефоны в Москве:
8 (915) 19·012·86
8 (968) 00·682·00
 

ИСТОРИЯ ЦЕНТРА

НАЧАЛО ПУТИ

Представляем вашему вниманию интервью с мастером своего дела
известным иконописцем Вениамином Алексеевичем Рыщенковым

Вениамин Алексеевич, нашим читателям будет интересно узнать, как давно Вы занимаетесь иконописью? С чего всё начиналось?

Иконописью я занимаюсь вот уже более 20 лет. Мне даже не верится, что столько лет прошло, кажется, что это совсем недавно, в 1986 году, я основал и возглавил свою первую иконописную мастерскую. Она называлась Школа народных промыслов фирмы «ВенА». Основная наша деятельность была направлена на  подготовку специалистов художников, реставраторов и иконописцев.

Художников учили по направлениям — Палех, Федоскино и исконно русским народным промыслам росписи по дереву (Хохлома, Городец, Северная Двина и т.п.) Мы были просто вынуждены обучать сами, и открыли профессиональные курсы т.к. специалистов по иконописи и реставрации просто не было. Не с кем было работать. Так постепенно сложился наш первый коллектив. У Фирмы «ВенА» работало несколько филиалов, один из них в моём родном городе Самаре.

Спустя много лет фирма «ВенА» была реорганизована в Иконописный центр «Русская икона – 21 век», что позволило расширить сферу деятельности и сконцентрироваться на традиционной церковной иконописи и реставрации. Некоторые мастера пожелали начать самостоятельный творческий путь. Те мастера кто остался со мной, поделились опытом с новыми сотрудниками — молодыми профессиональными художниками, пришедшими к нам работать.

Многих учил, доучивал и стажировал я лично. Работу Фирмы «ВенА» можно считать началом  Иконописного центра «Русская икона – 21 век». Как Вам известно, сейчас помимо иконописной мастерской при центре продолжает работать иконописная школа для взрослых и детей, достигшая немалых успехов в последние годы.

Какое необычное название «ВенА», откуда оно?

Всё очень просто. «Вена» это краткая форма моего имени – Вениамин.

Какие иконы Вы писали в то время?

В те годы было очень интересно, но в тоже время сложно работать, нельзя было достать простейшие материалы, не было ни сусального золота, ни лаков, ни хороших красок, порой и кистей было недостать. Лаки для золота привозили только из-за границы, это была просто мечта достать его. Так что мы изощрялись, кто и как мог. Кроме того, не хватало литературы и хороших репродукций икон. Сейчас иконописцам просто раздолье, в свободной продаже есть все, что только душе угодно. Это значительно облегчает им работу.

Несмотря на трудности, в то время настрой на работу был особый. Мы ведь не только писали иконы, мы их изучали. Чудом сохранилась техника и технология иконописания, мы приложили немало усилий и времени, чтобы ими овладеть. Знания и опыт пришли с годами, с каждой новой иконой мы росли. В каждой иконе есть своя особенность – или редкий сюжет, или  сложная древняя технология. Вот вроде, кажется, всё знаю, а в  каждой древней иконе есть своя тайна, которую нужно сначала почувствовать, затем понять и попытаться повторить.

Скажите, Вениамин Алексеевич, а Вы отслеживаете, как сложилась творческая судьба ваших учеников?

Это очень интересно, но в последние два – три года в наш центр всё больше приходят  те, кто когда-то закончил курсы «ВенА» и проходят переподготовку. Большинство из них,  какое-то время не писали, но желание этим заниматься осталось. В иконописной школе ИЦ «Русская икона – 21 век» у них есть возможность не только вспомнить то, что когда-то умели, но и изучить для себя новые приёмы и технологии древнерусской иконописи. Кроме того, как и раньше у них большой интерес вызывает такое направление как обучение реставрации.

А ваши коллеги, кто трудился в фирме «ВенА», продолжают заниматься иконописью?

Те молодые и талантливые люди, с которыми я начинал работать стали действительно хорошими иконописцами и работают по сей день.  Не все конечно, к сожалению некоторые ушли из профессии, быть художником очень непросто, тем более в нашей стране. Я их вполне могу понять, время тогда было трудное. У меня у самого было искушение заняться другим делом, но я не смог оставить иконопись. Считаю, что иконопись – моё призвание. Когда я работаю, пишу иконы, учу других этому делу, я чувствую Божью помощь, у меня  всё хорошо не только в творчестве, но и в жизни.

Корреспондент С. Замесова

 

Статьи в газетах:

Возвращение к истокам.
Возвращение к истокам. «ВенА» в Самаре.

 

О центре Мастерские Галерея Школы Общественные связи Наука

Поиск по сайту: найти

2007-2016 © Иконописный центр «Русская икона 21 век».
Использование любых материалов с сайта rusicona21.ru запрещено!
Все права защищены.

heliosjazz / viareliz

Звоните: 8 (915) 19-012-86
8 (968) 00-682-00

г. Москва, м. Рижская, 2-й Крестовский пер., д.17.
При храме в честь иконы Божией Матери Знамение.
Распечатать схему проезда.

Часы работы: уточняйте по телефону.
Мы можем принять вас в удобное для вас
время по предварительной договорённости.